Актуальность: приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей. Перед нами стоят следующие вопросы: как повысить и как обогатить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Какую часть образовательной деятельности вынести на улицу? Решать все эти задачи в комплексе помогают современные формы работы с детьми – экологические терренкуры.
Экологические терренкуры – это пешеходные прогулки по специально разработанным маршрутам по территории дошкольного образовательного учреждения с оздоровительной и образовательной целью.
Цель проекта: формирование начал экологической культуры воспитанников в процессе прогулок по территории детского сада.
Задачи:
• Воспитанники изучают окружающую среду, получают представление о её хрупкости.
• Учатся любить беречь и защищать природу.
• Узнают, какие действия человека наносят природе вред.
• Оздоровление во время прогулок.
• Развиваются знания детей о природе родного края.
На подготовительном этапе проекта мы изучили территорию детского сада на наличие экологических объектов, обладающих образовательным потенциалом. Таких объектов оказалось немало: луг, огород, теплица, розарий, береза, каштан, пруд, сухой ручей, клумба с лекарственными травами, хвойные насаждения и многое другое. Далее мы с группой педагогов разработали 4 разных маршрута по территории детского сада. Маршруты отличаются по продолжительности и сложности. Благодаря этому, образовательная деятельность на экологических терренкурах интересна для воспитанников всех возрастных групп. Была подобрана методическая и художественная литература соответствующей тематики. Был оформлен красочный стенд, на котором располагается вся территория детского сада, нанесены объекты экологических терренкуров, обозначены маршруты.
На основном этапе проекта педагоги разработали беседы и конспекты непосредственно образовательной деятельности на экологических терренкурах. Реализуя региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников, мы ознакомили их со следующим:
‒ с ландшафтом и его особенностями в регионе;
‒ с особенностями климатических условий, географией;
‒ с разнообразием животного мира и мира растений.
Пешие прогулки по маршрутам могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:
‒ наблюдение в природе и сбор природного материала;
‒ чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
‒ выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
‒ подвижные и дидактические игры;
‒ физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
‒ упражнения на дыхание, игры на внимание;
‒ самостоятельные игры детей.
Экологический терренкур имеет свои этапы:
1 этап – подготовка:
- Одевание по сезону.
- Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
- Подготовка атрибутов и снаряжения.
2 этап – проведение:
‒ Сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;
‒ Остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых;
‒ Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
‒ Самостоятельная деятельность детей;
‒ Сбор и возвращение в группу.
3 этап – подведение итогов:
- Составление мини- отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)
Данный проект является долгосрочным, плавно переходящий из одного времени года в другое, ведь это так интересно наблюдать за изменениями, происходящими в природе и фиксировать их.
Экологические терренкуры, помимо решения образовательных задач, способны дать следующие результаты:
‒ Снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка, приобщение ребенка к здоровому образу жизни, овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности и закаливания.
‒ Систематизация опыта формирования у детей психоэмоциональной устойчивости.
‒ Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного ДОО.
Таким образом, экологическое воспитание должно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу регулярной и привлекательной для детей. Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребенка экологически правильной игровой деятельности, однако, усилия по проведению экологических терренкуров не должны пройти бесследно. Решая злободневную проблему, цель предполагается следующая – подвести детей к экологическому воспитанию, этике, культуре поведения через наблюдения, эксперименты и игры.